Основа основ
Что связывает землю, воздух, воду и огонь? Самый простой и правильный ответ: «Это природные стихии». Но это не совсем полный ответ. Будет ли для Вас удивлением, если сказать, что эти четыре стихии связывает … гончар? Ведь именно он берёт глину, растворяет её в воде, вылепливает форму, высушивает
её на воздухе и обжигает в огне. И так происходит уже долгие годы. Но это не машинальные действия: каждый гончар
передаёт в изделии свой характер, свою душу. Поэтому копированием действий этот процесс не назовёшь. А что же происходит с этими глиняными формами потом?
Процесс зарождения майоликовых шедевров
В Древне Руси под словом «творение» подразумевали процесс глиняного замеса. А поскольку глиняная форма – это начало
рождения майолики, то с уверенностью можно утверждать, что при создании майоликовых изделий творчество начинается ещё на этапе замешивания глиняного теста (так называют глиняную массу мастера).
- В начале любого творческого процесса лежит идея. Ярославские умельцы черпают вдохновение в древней культуре. Воодушевляют их русская народная игрушка и старинный ярославский изразец, орнамент которого лежит в основе многих майоликовых фигурок и своими корнями уходит в глубокую древность. Эти керамические плитки использовались в Древней Руси для отделки храмов, дворцов и облицовки печей.
- Художник фиксирует свою идею – создаёт эскиз. Мастерская глиняных изделий содержит достаточно большое количество эскизов, которые пополняются в зависимости от замыслов художников.
- Из глины создаётся форма для тиражирования, если модель выходит ограниченными партиями. Конечно, если это небольшая мастерская, то модель может быть единична.
- На следующем этапе происходит заполнение формы глиняным тестом, чаще всего это шликер (смесь глины, воды и нужных добавок). Такой способ литья - один из самых старейших: возник ещё в 18 веке.
- После первоначального высыхания, изделие аккуратно извлекается из формы, и сушка продолжается уже около пары недель в естественных условиях. Причём перед длительной сушкой убирают все шероховатости, а затем следят за каждой деталью во избежание растрескивания. Потом чаще всего наносится первый слой ангобо-беложгущейся глины, на белом цвете которой глазурь и цветные эмали приобретут яркое звучание.
- По истечении двух недель модель готова подвергнуться тепловому воздействию высоких температур - первичный обжиг. Но и после этого действа также применяется тщательная проверка на предмет наличия деформаций.
- Теперь пришло время «примерять наряд». Очень бережно, вручную мастер окунает изделие в глазурь и, дав слегка подсохнуть, подправляет непрокрашенные места. Нанесение глазури окончено. Перед нами матовая и слегка шероховатая поверхность.
- Пока эмаль не высохла, кудесники-живописцы начинают своё волшебство. Роспись красками по сырой глазури – занятие для талантливых и уверенных в своих способностях умельцев. Ведь любая ошибка стоит жизни целого изделия. Обучиться такому мастерству способен не каждый!
- Второй обжиг – и прекрасный майоликовый наряд готов! Краски сплавляются с глазурью и закрепляются. Перед нами сияющая глянцем расписная майоликовая сказка!
Столь тяжёлый и трудоёмкий процесс длится около трёх недель. Маленькое прекрасное создание требует огромных титанических усилий.
Это ли не повод взглянуть на изящные, светящиеся тёплым светом, изделия из майолики с иной стороны, почувствовать талант и душу мастера?
Такая ценнейшая вещь достойна Вашего внимания. Вы можете любоваться неповторимостью форм и цвета ещё долгое время, если приобретёте фигурки в интернет магазине майолики "Лель".