Как создается майолика

Основа основ

 

Что связывает землю, воздух, воду и огонь? Самый простой и правильный ответ: «Это природные стихии». Но это не совсем полный ответ. Будет ли для Вас удивлением, если сказать, что эти четыре стихии связывает … гончар? Ведь именно он берёт глину, растворяет её в воде, вылепливает форму, высушивает

её на воздухе и обжигает в огне. И так происходит уже долгие годы. Но это не машинальные действия: каждый гончар

передаёт в изделии свой характер, свою душу. Поэтому копированием действий этот процесс не назовёшь. А что же происходит с этими глиняными формами потом?

 

Процесс зарождения майоликовых шедевров

В Древне Руси под словом «творение» подразумевали процесс глиняного замеса. А поскольку глиняная форма – это начало

рождения майолики, то с уверенностью можно утверждать, что при создании майоликовых изделий творчество начинается ещё на этапе замешивания глиняного теста (так называют глиняную массу мастера).

  1. В начале любого творческого процесса лежит идея. Ярославские умельцы черпают вдохновение в древней культуре. Воодушевляют их русская народная игрушка и старинный ярославский изразец, орнамент которого лежит в основе многих майоликовых фигурок и своими корнями уходит в глубокую древность. Эти керамические плитки использовались в Древней Руси для отделки храмов, дворцов и облицовки печей.
  2. Художник фиксирует свою идею – создаёт эскиз. Мастерская глиняных изделий содержит достаточно большое количество эскизов, которые пополняются в зависимости от замыслов художников. 
  3. Из глины создаётся форма для тиражирования, если модель выходит ограниченными партиями. Конечно, если это небольшая мастерская, то модель может быть единична.
  4. На следующем этапе происходит заполнение формы глиняным тестом, чаще всего это шликер (смесь глины, воды и нужных добавок). Такой способ литья - один из самых старейших: возник ещё в 18 веке.
  5. После первоначального высыхания, изделие аккуратно извлекается из формы, и сушка продолжается уже около пары недель в естественных условиях. Причём перед длительной сушкой убирают все шероховатости, а затем следят за каждой деталью во избежание растрескивания. Потом чаще всего наносится первый слой ангобо-беложгущейся глины, на белом цвете которой глазурь и цветные эмали приобретут яркое звучание.

     

  6. По истечении двух недель модель готова подвергнуться тепловому воздействию высоких температур - первичный обжиг. Но и после этого действа также применяется тщательная проверка на предмет наличия деформаций.
  7. Теперь пришло время «примерять наряд». Очень бережно, вручную мастер окунает изделие в глазурь и, дав слегка подсохнуть, подправляет непрокрашенные места. Нанесение глазури окончено. Перед нами матовая и слегка шероховатая поверхность.
  8. Пока эмаль не высохла, кудесники-живописцы начинают своё волшебство. Роспись красками по сырой глазури – занятие для талантливых и уверенных в своих способностях умельцев. Ведь любая ошибка стоит жизни целого изделия. Обучиться такому мастерству способен не каждый!

  9. Второй обжиг – и прекрасный майоликовый наряд готов! Краски сплавляются с глазурью и закрепляются. Перед нами сияющая глянцем расписная майоликовая сказка!

Столь тяжёлый и трудоёмкий процесс длится около трёх недель. Маленькое прекрасное создание требует огромных титанических усилий.

 

Это ли не повод взглянуть на изящные, светящиеся тёплым светом, изделия из майолики с иной стороны, почувствовать талант и душу мастера?

 

Такая ценнейшая вещь достойна Вашего внимания. Вы можете любоваться неповторимостью форм и цвета ещё долгое время, если приобретёте фигурки в интернет магазине майолики "Лель".