Керамические фигуры из майолики – это островок самобытности и эксклюзивности в океане малых архитектурных форм и глиняных вещей. Среди них не бывает двух абсолютно одинаковых изделий.
Каждая фигура красива и уникальна по-своему, благодаря не только своей форме, но и рисунку – неповторимой идее автора. Гладкая, приятная на ощупь, слегка прохладная майоликовая фигурка привлекательна своими сочными, «вкусными» красками в духе густой медовой акварели.
Рисунок на майолике – это исключительно ручная роспись, мотивы которой целиком и полностью зависят от замысла мастера. Это могут быть архитектурные сюжеты, резные листья, вьющиеся травы, прекрасные цветы, птицы или животные. Фантазии в оформлении такой фигуры нет предела!
А что выберете вы? Попробуйте воплотить свой замысел в оформлении глиняной фигурки. Тем более что сделать это можно в домашних условиях. Следует только подготовить место, запастись материалами и предметом росписи. При этом фигурку вы можете изготовить тоже сами – такая вещь станет ещё более приятной и «родной».
Подготовка рабочего места
Роспись изделий должна производиться на ровной поверхности, покрытой бумагой или скатертью. Необходимо обеспечить хорошее освещение и вентиляцию помещения. Также следует приготовить заранее бумажные полотенца, кисти, запастись специально подготовленной белой глиной (для росписи ангобами) или красками, подбор которых зависит от способа росписи фигуры, и палитрой для их смешения.
Выбор красок и способа росписи
Майоликовую фигуру можно расписывать холодным способом или ангобами. Первый – самый простой, поскольку не требует обжига.
Холодный способ предполагает использование обычных масляных красок, палитра которых очень разнообразна. Но перед началом нанесения рисунка изделие необходимо пропитать олифой и просушить в течение суток. Только потом можно украшать вещицу выбранным заранее рисунком. Когда краска подсохнет, изделие необходимо покрыть масляным лаком для блеска.
Роспись ангобами. Если вы хотите создать настоящую майоликовую фигурку, ласкающую взгляд своим теплом и необычными рисунками, то лучше для росписи использовать жидкую глиняную смесь, разведённую до консистенции сметаны. При этом можно подобрать глины различных цветов или, используя белый ангоб, окрасить его гуашевыми термостойкими красками. Обычно используют окись хрома, синий или зелёный кобальт.
Иногда в ангобы добавляют флюс – мелко толчёное стекло, в случае если изделие после росписи не будет покрываться глазурью. Также можно использовать, подглазурные краски, которые продаются в специализированных магазинах. Правда, они имеют ограниченную цветовую гамму.
Если ангобы готовы, можно начинать роспись, которая обязательно должна быть произведена до обжига, когда глина ещё не затвердела полностью, но уже потеряла свою пластичность.
- Покрываем полностью всю фигурку белым ангобом, перед этим опустив её на несколько секунд в воду. Необходимо дождаться, когда покрытие слегка подсохнет.
- Наносим цветные ангобы на изделие. Для этого подойдут плотные тоненькие кисти, пипетки, мягкие пластиковые бутылочки или резиновые груши – кому как удобно.
- Следующим этапом должен быть первый обжиг фигурки. Лучший вариант – русская печь (в отдалении от огня). Можно и в духовке при очень высоких (160°C) температурах в течение длительного (3 -4 часа) периода.
- Изделие покрывают глазурью, которую также можно приготовить в домашних условиях – крахмальный клейстер смешать с флюсом и нагреть до консистенции сметаны. Готовой смесью аккуратно и равномерно обливают изделие.
- Последний обжиг сопровождается медленным остыванием изделия в печи. Это обеспечит ровную и гладкую поверхность.