Вспомните сколько раз, прогуливаясь по центральным улочкам Ярославля, ваш взгляд притягивали керамические изделия с причудливыми узорами, украшающие храмы. Эти архитектурные элементы называются изразцы.
Одной из первых церквей, получивших изразцовое убранство, стала церковь Рождества Христова. Это были незамысловатые «муравленые» изразцы, выполненные в традиционном для того времени изумрудном цвете.
Полихромные многоцветные изразцы стали применяться в качестве декора в XVII веке при строительстве таких храмов, как церковь Ильи Пророка, церковь Николы Мокрого, храм Иоанна Предтечи. На это время пришелся расцвет архитектурной керамики и формирование «ярославского» стиля в изготовлении фасадных изделий.
Поэтому Ярославль так тесно ассоциируется с многочисленными церквями и их богатым изразцовым убранством.
Изразец является символом нашего славного древнего города.
Традиционный сюжет - ярославская розетка, включающая в себя все многообразие форм цветочного орнамента:
- василек
- святовит
- лотос
- роза
За основу восьмилепестковых цветков была взята звезда Алатырь. Она считается сильнейшим оберегом, символом высшей мудрости.
Довольно часто на изразцах можно встретить изображение птицы (соловья, ястреба, сокола, павлина), что неудивительно. Ведь птица символизирует свободу, является посланником божественных сил.
Также сейчас большой популярностью пользуются изразцы, изображающие мифических существ: симаргла, русалку, гамаюна, грифона, сирина. У каждого из них есть свой тайный смысл, свое толкование.
Во время правления Петра I интерес от традиционного фасадного украшения храмов сместился внутрь домов и дворцов. Изразцы стали частью убранства русских печей и каминов.
В настоящее время изразцы активно используются дизайнерами для создания концептуальных интерьеров.
Придать неповторимый уют, подарить атмосферу тепла, наполнить дом красотой, помогут изразцы, изготавливаемые в нашей мастерской.
Наши изразцы находят широкое применение:
- зеркала, обрамленные керамической плиткой;
- печи барбекю, русские печи с лежанками, камины;
- фартуки на кухне;
- декоративные элементы в ванных комнатах и банях;
- настенный декор;
- фасадная керамика.
Наши мастера – это группа единомышленников, объединенных одной идеей, - оберегать оставленное наследие и продолжать традиции в современных изделиях.
Изготовление изразцов проходит отминным способом, который нам оставили предки. Кусок глины попадает в руки мастера, и тут начинает происходить волшебство. Глина должна быть очищена от примесей и не содержать воздух. Для этого она отлеживается несколько дней и затем долго и качественно перемешивается. Глина – податливый пластичный материал, который хорошо держит форму и «впитывает» в себя настроение мастера. Вот поэтому залог хорошей работы – позитивный добрый настрой творца.
Глиняная масса аккуратно помещается в гипсовую форму (модель) для получения рельефного сюжета, полностью заполняя положенное пространство. Лепщик тщательно проминает сырье от центра к краям. После этого глину оставляют сушиться; оставшуюся влагу вбирается в себя форма. Масса дает усадку, поэтому легко отходит от стенок формы.
Высушенные изразцы помещают на утильный обжиг в печь, в результате изразцовая плитка становится прочной и приобретает характерный коричневый или белый цвет.
Далее обожжённый изразец отправляется на роспись художнику, который может дать волю фантазии или работать в соответствии с канонами. Краски замешиваются и подбираются вручную. Роспись может быть как однотонной, так и многоцветной.
На финальной стадии изразцы ещё раз обжигают при температуре 1000°С от двух до трех раз для образования единой конструкции глины и глазури.
Производство изразцов – полностью ручная работа, с трепетным чувством любви к своему делу и к вам, ценителям архитектурного наследия.